Игорь Галась: «Экономика Кубани растет во всех ключевых отраслях»

04.12.2017

Вице-губернатор Кубани Игорь Галась, курирующий финансово-экономическую и бюджетную политику, рассказал РБК Юг о темпах роста краевой экономике и региональном бюджете на ближайшие три года.

Игорь Галась в 1997 году окончил Ростовскую государственную экономическую академию по специальности "Финансы и кредит". В администрации Краснодарского края работает с 2007 года, когда он был назначен на должность руководителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

В 2012 года стал министром экономики Краснодарского края, а в октябре 2015 года был утвержден вице-губернатором Кубани по финансовой, бюджетной и экономической политике.

В прошлом году власти Кубани заявляли, что социально-экономическая ситуация в крае стабильна. В этом году повторяется тот же тезис. Что значит "стабильно" — ничего не меняется?

- Вовсе нет. В Краснодарском крае наблюдаются стабильные позитивные тенденции, но это не значит, что мы стоим на месте. Наоборот, движемся вперед и развиваемся, причем темпами выше среднероссийских. ВРП края за 10 месяцев — 102,4%, в среднем по России — только 101,8%. Наши специалисты отмечают рост во всех ключевых отраслях экономики, даже в тех, где восстановление шло несколько лет.

Вы имеете ввиду постолимпийское падение в строительстве?

— В том числе. Были трудности с наращиванием объемов розничных продаж. В позапрошлом году — отрицательные результаты, в прошлом — минимальный рост, всего 100,2%. Текущий результат — 102,6% и положительный прогноз до конца года.

Самое глубокое проседание, действительно, было в строительстве. Оно сохранялось три года подряд. Сегодня рост 105,4% (больше только в транспортировке и хранении — 105,6%), оценка к концу года — 106,8%. Объективности ради нужно сказать, что увеличение объема работ достигнуто во многом благодаря участию края в строительстве Керченского моста и транспортной инфраструктуры к нему.

В жилищном строительстве преодолеть отрицательные значения пока не удалось, но, считаю, что это вопрос ближайшей перспективы. Мы видим постепенное восстановление покупательской способности и активности населения, и это позволяет предположить, что уже в следующем году больше кубанцев, откладывавших покупку жилья, смогут реализовать планы.

В чем отражается повышение платежеспособности населения?

— Во-первых, об этом говорят цифры статистики. По оценке Краснодарстата, реальные денежные доходы населения выросли на полпроцента. А реальная заработная плата — подчеркну, реальная, т.е. скорректированная на инфляцию, — увеличилась на 0,8%. Цифры кажутся не слишком впечатляющими, но они иллюстрируют восстановление. В дальнейшем, думаю, рост продолжится и будет более ощутимым.

Во-вторых, мы отмечаем рост объемов потребления на рынках товаров и услуг. Раз покупать стали больше, значит, для этого появилось больше возможностей. Про розницу я уже сказал, приведу темпы роста объемов платных услуг — 102,8%. В частности, выросла востребованность гостиниц и аналогичных средств размещения — на 23%, услуг турагентств — на 14%, услуг физкультуры и спорта — почти на 10%, а также санаторно-курортных организаций — чуть больше чем на 9%.

На фоне роста экономики растут ли доходы краевого бюджета?

— К счастью, растут. Это закономерно: чем лучше чувствуют себя экономика, тем больше поступлений в бюджет. В начале года губернатор ставил перед органами власти, в частности перед финансово-экономическим блоком, задачу — мобилизовать 240 млрд рублей собственных доходов консолидированного бюджета. Мы тогда говорили: задача реалистичная, но сложная. Сегодня могу с уверенностью констатировать: было действительно не просто, но задачу мы перевыполним. По моей оценке, миллиардов на 5-7.

По последним подсчетам на 27 ноября, общий объем доходов консолидированного бюджета края составил 262,4 млрд рублей. Это с безвозмездным поступлениями из федерального бюджета — порядка 37 миллиардов.

Собственных налоговых и неналоговых доходов уже собрано почти 226 миллиардов, это 92,5% от бюджетного назначения. Темп роста — более 112%, прирост более 24 млрд. рублей.

Текущие платежи в сравнении с аналогичным периодом 2016 года наиболее значительно выросли по налогу на прибыль организаций — на 6 млрд рублей, налогу на доходы физических лиц — на 8 млрд рублей и налогу на имущество организаций — на 8 млрд рублей.

В структуре доходов консолидированного бюджета края основные объемы поступлений обеспечили предприятия потребительской сферы, агропромышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса и транспорта.

А что с имущественными налогами с физических лиц? 1 декабря как раз истек срок уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество.

— Имущественные налоги с физлиц в общем объеме доходов консолидированного бюджета занимают всего 3,6%. Но это, действительно, очень важный доходный источник, потому что он во многом формирует местные бюджеты, т.е. позволяет муниципалитетам выделять деньги на благоустройство, социальную инфраструктуру и так далее.

В этом году по налогу на имущество физических лиц мы прогнозировали поступление 1,8 млрд. рублей, на 27 ноября получили 1,5 млрд. рублей. По земельному налогу с физических лиц ожидаемый результат — 2,6 млрд., по факту сейчас имеем — 2,2 млрд. рублей. По транспортному налогу с физлиц план — 4,3 млрд. рублей, текущие поступления составили 3,9 млрд. рублей.

Нужно понимать, что, во-первых, это данные оперативные. А во-вторых, всегда есть те, кто платит в последний день, поэтому цифры еще изменятся. Плюс к этому мы продолжим работу с налогоплательщиками, которые по каким-либо причинам не получили налоговые уведомления или стали должниками.

Что касается сознательности граждан, то, мне кажется, она все-таки растет. Мы совместно с налоговой службой и судебными приставами над этим работаем: ежегодно организуем информационно-разъяснительные и побудительные к уплате налогов мероприятия. СМИ нам хорошо помогают публикациями, объявлениями, социальной рекламой. Да и проще стало платить налоги, понятнее, быстрее. Благодаря электронным сервисам ФНС можно с телефона все оплатить, квитанции опять же не теряются.

Уже принят в первом чтении краевой бюджет до 2020 года. Какие изменения могут появиться в нем ко второму чтению? И что в целом можно сказать о новом бюджете?

— В первую очередь, предполагается сбалансированность доходов и расходов. Основные показатели краевого бюджета таковы: в 2018 году доходы предусмотрены в размере 216,3 млрд рублей, расходы — 215,6 млрд рублей, профицит — 659 млн рублей. В 2019 году: доходы — 215,3 млрд рублей, расходы — 215,2 млрд рублей, профицит — 100 млн рублей. В 2020 году: доходы — 220,4 млрд рублей, расходы — 220,3 млрд рублей, профицит — 100 млн рублей.
Это, так скажем, базовый вариант бюджета. Думаю, в начале следующего года мы серьезно его увеличим на сумму дополнительных доходов этого года.

А во втором чтении будут распределены дополнительные федеральные средства на 2018 год. Но параметры и приоритеты нового краевого бюджета, конечно, уже не изменятся. Впрочем, приоритеты не меняются уже много лет. Бюджет остается социально ориентированным: в общей сложности 71% расходов будут направлены на здравоохранении, образование, социальное обслуживание, спорт, культуру.

Назовите, пожалуйста, наиболее важные статьи расходов?

— Только в трех крупнейших госпрограммах социальной направленности сосредоточено 135 млрд рублей. В 2018 году на мероприятия программы "Развитие здравоохранения" предусмотрено 48,1 млрд рублей. Основная часть этой суммы — 23,9 млрд рублей — направляется фонду обязательного медицинского страхования на страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

На оказание специализированной медицинской помощи, скорой помощи, медицинской эвакуации предусмотрено 13,3 млрд рублей, в т.ч. на оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи — 2,3 млрд рублей.

Запланированы средства в объеме 4,6 млрд рублей на обеспечение отдельных категорий граждан бесплатными и льготными медикаментами.
238 млн рублей планируется направить на строительство офисов врача общей практики.

В рамках программы "Развитие образования" предусмотрено 45,7 млрд рублей. Из этой суммы на дошкольное, общее и дополнительное образование детей направляется почти 40 млрд рублей. Из них на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на строительство 12 спортивных залов на территориях школ направляется 120 млн рублей, 113 млн рублей на приобретение автобусов, 75,8 млн рублей на проведение капитальных ремонтов спортивных залов сельских школ.

На мероприятия программы "Социальная поддержка граждан" предусмотрено 41,1 млрд рублей. Основной объем средств — более 30 млрд рублей — будет направлен на поддержку детей-сирот, многодетных семей (более 15 млрд рублей), пожилых граждан (8,5 млрд рублей), инвалидов (3,9 млрд рублей), малоимущих граждан (3 млрд рублей).

Кроме того, предусмотрены средства на выполнение "майских" указов президента России, в т.ч. в части повышения в 2018 году оплаты труда работников социальной сферы. Расходы краевого бюджета на эти цели запланированы с приростом к 2017 году на 6 млрд рублей. Также будет проиндексирована оплата труда работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие указов, на 5 %.

В бюджете учтены и новые дополнительные направления расходов и государственной поддержки: например, н финансирование строительства школ и детских садов на 2018 год выделены средства краевого бюджета в объеме 3,7 млрд рублей. Также мы выполнили поручение губернатора Кубани Вениамина Кондратьева и на приобретение оборудования в здравоохранении предусмотрели 1 млрд рублей.

Год от года краевой бюджет сохраняет социальную направленность. Не ущемляется ли при этом реальный сектор экономики? Отраслям хватает денег?

— Много денег, наверное, не бывает. Но я бы не стал говорить, о том, что мы в ущерб одним направлениям больше финансируем другие. Социальный блок — непререкаемый приоритет, но реальный сектор экономики с каждым годом тоже получат все больше финансовой помощи. Так, в 2018 году на поддержку и развитие сельского хозяйства предусмотрены значительные средства, обеспечено софинансирование по всем направлениям поддержки, предусмотренным на федеральном уровне.

В рамках программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" запланировано 7,3 млрд рублей.

Предусмотрено создание Фонда развития промышленности Краснодарского края. На 2018 год выделяется почти 500 млн рублей на предоставление займов предпринимателям, занимающимся промпроизводством.

Расходы на дорожное хозяйство в 2018 году составят более 19 млрд рублей, из них 3,5 млрд рублей будет направлено муниципальным образованиям на строительство и ремонт местных дорог.

Сохранены также расходы на поддержку малого и среднего бизнеса, санаторно-курортного комплекса, на повышение инвестиционной привлекательности Краснодарского края.

Источник: kuban.rbc.ru


← Назад к списку новостей