Вопросы правоприменения норм законодательства

Тема: участие органов местного самоуправления в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

План:

  1. О правовых основах проведения процедур банкротства, а также участия органов местного самоуправления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (законодательство в сфере банкротства и судебная практика).
  2. О формах участия органов местного самоуправления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
  3. О порядке участия органов местного самоуправления в собраниях кредиторов, в том числе голосование уполномоченного органа местного самоуправления на собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве.
  4. О порядок выражения мнения органов местного самоуправления в отношении применения и хода процедур, применяемых в деле о банкротстве хозяйствующих субъектов Краснодарского края.
  5. О порядке погашения задолженности по заработной плате работникам предприятия, в отношении которых инициировано дело о банкротстве.

Первый вопрос: правовые основы проведения процедур банкротства, а также участия органов местного самоуправления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (законодательство в сфере банкротства и судебная практика).

Законодательство о банкротстве — относительно самостоятельная отрасль российского права, которая подвержена наиболее резким изменениям. Свидетельство тому три закона о несостоятельности (банкротстве), принимавшихся за относительно короткий исторический период (1992-2002 годы).

В настоящее время процесс усовершенствования законодательства о банкротстве продолжается, о чем свидетельствуют изменения, внесенные в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N° 127-ФЗ.

Например, изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N° 296-ФЗ, Федеральным законом от 28 июля 2012 года N° 144-ФЗ и др.

В целом система правового регулирования отношений в сфере несостоятельности включает в себя все основные уровни нормативных правовых актов, во главе с Конституцией Российской Федерации.

Все законы и подзаконные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Следующим уровнем нормативных правовых актов являются федеральные конституционные законы. В делах о банкротстве чаще всего приходится встречаться с федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Далее следует уровень федеральных законов, при этом:

  • общий порядок арбитражного процесса по делам о банкротстве устанавливается Арбитражно-процессуальным кодексом РФ (АПК), нормы которого применяются, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства;
  • основным законом, регламентирующим производство по делам о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде, является Федеральный закон  "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N° 127-ФЗ;
  • специальными федеральными законами устанавливается особое правовое регулирование производства по делам о несостоятельности (банкротстве) некоторых видов субъектов гражданского оборота (например: кредитных организаций).

Следующий уровень – подзаконные акты:  нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (указы, распоряжения) и издаваемые в соответствии с ними постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

В настоящее время нормативные акты данного уровня издаются, в основном, по вопросам определения полномочий и порядка работы уполномоченного государственного органа (Федеральной налоговой службы) и регулирующего государственного органа (Министерства юстиции РФ), а также для определения порядка взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, связанных с проведением процедур банкротства.

Основным нормативным правовым актом данного уровня, регулирующим участие органов местного самоуправления в деле о банкротстве, является Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 года N° 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".

Отдельно следует отметить постановления и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС), в которых содержаться разъяснения для нижестоящих судов по различным процессуальным вопросам проведения процедур банкротства, обязательные к применению.

Как пример, можно привести одно из последних Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 года N° 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".

Второй вопрос: формы участия органов местного самоуправления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Закон о банкротстве предусматривает две формы участия органов местного самоуправления при инициировании в отношении хозяйствующих субъектов дел о банкротстве.

Первая: это участие органов местного самоуправления в арбитражных процессах по делам о банкротстве.

Основанием такого участия является статья 35 Закона о банкротстве, которая предусматривает, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

  • уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов муниципальных образований органы местного самоуправления по месту нахождения должника (участие может осуществляться в любом инициированном деле);
  • представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия (при инициировании дел в отношении МУП).

Таким образом, из указанной статьи следует, что полномочия органов местного самоуправления на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов муниципального образования, должны быть установлены актом главы муниципального образования.

Как пример, можно привести постановление Главы муниципального образования город Сочи от 8 мая 2009 года N° 165 "О мерах по повышению эффективности работы администрации города Сочи в области финансового оздоровления и применения процедур банкротства, проводимых в отношении организаций, зарегистрированных на территории муниципального образования город-курорт Сочи".

Сразу хотелось бы отметить, что статья 36 Закона о банкротстве предусматривает, что полномочия представителей на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.

Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 22 июня 2012 года N° 35 в пункте 44 разъяснил, что в силу указанных норм полномочия на ведение дела о банкротстве должны быть специально оговорены в доверенности; доверенность на ведение дел в арбитражных судах, не содержащая такого специального указания, не предоставляет упомянутых полномочий.

Таким образом, представитель органа местного самоуправления в целях участия в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве должен иметь доверенность, в которой будет прямо предусмотрено право участия в деле о банкротстве.

Представитель органа местного самоуправления имеет право участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве в отношении любого хозяйствующего субъекта, зарегистрированного на территории муниципального образования или ведущего хозяйственную деятельность на территории муниципального образования.

Основная цель участия органов местного самоуправления в арбитражных процессах по делам о банкротстве  - это защита финансовых, экономических и социальных интересов муниципального образования, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, а также жителей муниципального образования.

Второстепенной целью участия органов местного самоуправления в арбитражных процессах по делам о банкротстве – является получение информации о должниках и о ходе применяемых в отношении них процедур банкротства.

Полученную информацию можно будет использовать в дальнейшей работе. Например, при выражении мнения уполномоченному органу Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N° 257, либо при взаимодействии с федеральными и краевыми органами исполнительной власти.

Как представитель собственника имущества должника.

В отношении участия органа местного самоуправления в арбитражных процессах по делам о банкротстве, как представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия хотелось бы отметить, что такое участие должно обеспечиваться во всех случаях инициирования дел о банкротстве в отношении муниципальных унитарных предприятий.

При этом Закон о банкротстве предоставляет органам местного самоуправления обширные полномочия, на всех стадиях процесса.

Рассмотрим основные полномочия органов местного самоуправления, как представителя собственника имущества должника, в арбитражных процессах по делам о банкротстве муниципальных унитарных предприятий.

Первое полномочие:

1. Собственник имущества должника – унитарного предприятия имеет право принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом.

В данном случае в соответствии со статьей 9 Закона о банкротстве у руководителя должника появляется обязанность в кратчайшие сроки, но не позднее чем через месяц с даты принятия такого решения, обратиться в арбитражный суд с заявление должника о признании его банкротом.

Указанное решение собственника имущества должника в обязательном порядке прилагается к заявлению должника (статья 38 Закона о банкротстве).

Сразу хотелось бы отметить, что статья 9 Закона о банкротстве также предусматривает иные случаи, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, а именно:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

В указанных случаях руководителем должника самостоятельно подается заявление о признании предприятия банкротом. Копия направленного в арбитражный суд заявления должна быть направлена собственнику имущества должника – унитарного предприятия (статья 37 Закона о банкротстве).

В случаях инициирования дел о банкротстве муниципальных унитарных предприятий по заявлениям кредиторов или уполномоченного органа руководитель предприятия обязан в течение 10 дней с даты получения определения о принятии заявления направить собственнику имущества должника – унитарного предприятия отзыв на такое заявление (статья 47 Закона о банкротстве).

В соответствии со статьей 48 Закона о банкротстве о времени и месте судебного заседания судья арбитражного суда уведомляет собственника имущества должника – унитарного предприятия, что позволяет органам местного самоуправления своевременно реагировать и принимать меры по восстановлению платежеспособности предприятия.

В данных случаях органы местного самоуправления обязаны обеспечивать участие своих представителей в арбитражных процессах по делам о банкротстве, с представлением мотивированных отзывов на заявления о признании предприятия банкротом, а в случаях не согласия с заявленными требованиями – с представлением мотивированных возражений.

Во всех случаях при возникновении условий для инициирования дел о банкротстве муниципальных унитарных предприятий органам местного самоуправления, в целях выполнения решений постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка – Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, утвержденных Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 апреля 2011 года N° 672-р, необходимо согласовывать свои действия с министерством экономики Краснодарского края, в том числе обеспечить своевременное представление в министерство необходимой информации в отношении таких предприятий.

Второе полномочие:

2. Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия имеет право участвовать при рассмотрении ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя предприятия от должности, в случае нарушения им требований Закона о банкротстве.

Порядок отстранения руководителя предприятия от должности изложен в статье 69 Закона о банкротстве.

В соответствии с указанной статьей арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований Закона о банкротстве.

Копия ходатайства должна быть направлена руководителю должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия имеет право участвовать в судебном заседании по рассмотрению ходатайства об отстранении от должности руководителя предприятия, о котором его уведомляет арбитражный суд (направляет копию определения о назначении даты судебного заседания).

Также представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия имеет право представлять кандидатуру для назначения исполняющим обязанности руководителя предприятия.

В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем собственника имущества должника – унитарного предприятия.

Третье полномочие:

3. Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия имеет право участвовать при установлении размера требований кредиторов.

Порядок установления требований кредиторов в процедурах банкротства устанавливается статьями 71 (процедура наблюдения) и 100 (процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) Закона о банкротстве.

Право представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия на участие при установлении размера требований кредиторов заключается в том, что он может заявлять возражения относительно всех требований кредиторов предъявленные в арбитражный суд, а также участвовать в судебном заседании при рассмотрении требований кредиторов.

В процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий обязан в течение 5 дней с даты получения требований кредиторов уведомить представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия о получении требований кредитора и предоставить ему возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

В течение 30 дней с даты направления арбитражным управляющим уведомления о получении требований кредитора представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия имеет право заявить свои возражения относительно требований кредиторов.

Четвертое полномочие:

4. Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия имеет право участвовать в собрании кредиторов, проводимых в рамках дел о банкротстве муниципальных унитарных предприятий.

Данное право органов местного самоуправления установлено статьей 12 Закона о банкротстве, а также право на участие в первом собрании кредиторов установлено статьей 72 Закона о банкротстве.

Указанные статьи предусматривают, что в собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, который вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Собрание кредиторов оформляется протоколом, к которому должны быть приложены копии следующих документов:

  • реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
  • бюллетеней для голосования;
  • документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
  • материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
  • и иных документов.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Пятое полномочие:

5. Право представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия на подачу в арбитражный суд жалобы на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов, нарушающие их права и законные интересы.

Обжалование органами местного самоуправления действий (бездействий) арбитражных управляющих и решений собрания кредиторов, обеспечит защиту интересов муниципального образования в деле о банкротстве.

Жалобы представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия рассматриваются в порядке и сроки, установленные статьей 60 Закона о банкротстве.

Указанная статья предусматривает, что жалобы органом местного самоуправления о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения жалобы, если иное не установлено Законом о банкротстве.

По результатам рассмотрения жалоб арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

Как разъяснено в Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 года N° 35 (в пункте 35) определения по результатам рассмотрения жалоб на действия (бездействия) арбитражного управляющего или решения собрания кредиторов, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения. В рамках этого порядка возможно также и дальнейшее обжалование судебных актов в кассационной и надзорной инстанциях.

Учитывая изложенное, Закон о банкротстве в полной мере обеспечивает доступ органов местного самоуправления к участию в арбитражном процессе по делу о банкротстве муниципальных унитарных предприятий.

Подводя итог по данному вопросу, хотелось бы отметить, что в ходе процедуры конкурсного производства представители собственника имущества должника – унитарного предприятия обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Переходим к рассмотрению второй формы участия органов местного самоуправления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве – это их участие непосредственно в деле о банкротстве.

Основанием такого участия является статья 34 Закона о банкротстве, которая предусматривает, что лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

  • должник;
  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;
  • уполномоченные органы, которыми в том числе признаются органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам муниципальных образований;
  • федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Закона о банкротстве.

Таким образом, как уже говорилось выше, полномочия органом местного самоуправления на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований по денежным обязательствам муниципальных образований, должны быть закреплены в акте главы администрации муниципального образования.

Рассмотрим первую форму участия органов местного самоуправления в делах о банкротстве – это исполнение функций уполномоченного органа муниципального образования по представлению требований по денежным обязательствам.

Полномочия органов местного самоуправления по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований по денежным обязательствам муниципальных образований можно разделить на две группы:

  • первая – подача в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в отношении организаций, имеющих задолженность по денежным обязательствам администрируемых органами местного самоуправления (ст.ст. 6, 7, 11, 45 Закона о банкротстве);
  • вторая – объединение и представление требований по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве (ст.ст. 71, 100, 142 Закона о банкротстве).

Коротко рассмотрим основные правила подачи уполномоченным органом муниципального образования в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Общее правило: производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей (статья 6 Закона о банкротстве).

Признаком банкротства юридического лица считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (статья 3 Закона о банкротстве).

Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа муниципального образования по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (статья 7 Закона о банкротстве).

Частичное исполнение требований уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее 100 тысяч рублей.

Заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме.

В заявлении должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора;
  • наименование должника и его адрес, регистрационные данные должника;
  • наименование уполномоченного органа и его адрес;
  • размер требований уполномоченного органа к должнику и размер подлежащих уплате процентов, неустоек (штрафов, пеней);
  • реквизиты вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требования уполномоченного органа к должнику;
  • доказательства оснований возникновения задолженности;
  • кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;
  • перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Уполномоченный орган обязан направить копию своего заявления должнику.

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

  • о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
  • об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;
  • об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Исходя, из сложившейся судебной практики следует отметить, что частичное погашение требований уполномоченного органа муниципального образования (до суммы менее 100 тыс. руб.) после подачи в суд заявления о признании должника банкротом не является основанием для отказа во введении в отношении должника процедуры наблюдения.

Указанная позиция, например, отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 ноября 2010 года по делу N° А32-3329/2010.

Переходим к рассмотрению второй группы полномочий органов местного самоуправления в делах о банкротстве: это объединение и представление требований по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве.

По данному вопросу следует отметить, что в соответствии со статьей 63 Закона о банкротстве с даты введения процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Такой порядок установлен статьей 71 Закона о банкротстве, которая предусматривает, что в целях участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

Указанные требования направляются:

  • в арбитражный суд;
  • должнику;
  • и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства порядок предъявления к должнику требований кредиторов устанавливается статьей 100 Закона о банкротстве.

Отличительными особенностями данной статьи являются то, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе соответствующей процедуры банкротства.

Также кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить арбитражному управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований.

Таким образом, в целях рассмотрения требований уполномоченного органа муниципального образования по денежным обязательствам в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства необходимо за счет средств муниципального бюджета возместить арбитражному управляющему расходы.

В процедуре наблюдения возмещение таких расходов не предусмотрено.

Исходя, из практики применения указанных положений Закона о банкротстве следует, что размер таких расходов может составлять от 50 рублей до 5 тысяч рублей и зависит от количества кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

В целях возмещения уполномоченным органом муниципального образования расходов арбитражных управляющих на уведомление кредиторов о предъявлении требований к должнику рекомендуем каждому муниципальному образованию утвердить порядок возмещения таких расходов.

Например, на федеральном уровне: такие правила утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ
от 1 сентября 2010 года N° 402 "О порядке возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику";

На уровне Краснодарского края: Приказом министерства экономики Краснодарского края от 14 сентября 2012 года N° 31 "Об утверждении Порядка возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований министерства экономики Краснодарского края (уполномоченного органа) к должнику".

В случае не возмещения уполномоченным органом предусмотренных Законом о банкротстве расходов арбитражного управляющего арбитражный суд возвращает указанное требование, о чем выносит соответствующее определение.

В процедуре конкурсного производства срок на включение требований в реестр кредиторов должника ограничен сроком закрытия реестра требований кредиторов, который составляет 2 месяца с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

При применении в отношении предприятия упрощенной процедуры банкротства – как ликвидируемого должника, такой срок составляет один месяц.

Таким образом, в целях своевременного представления требований по денежным обязательствам уполномоченным органам муниципальных образований следует учитывать указанный срок.

Следует особенно обратить внимание:

Уполномоченные органы муниципальных образований края при объединении и представлении требований по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (в том числе в некоторых случаях подлежащих зачислению в бюджет Краснодарского края) обязаны учитывать положения Закона о банкротстве, которые устанавливают, что в реестр требований кредиторов должника могут включаться требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Понятие текущих платежей дано в статье 5 Закона о банкротстве.

Судебная практика по вопросам, связанным с применением положений Закона о банкротстве о текущих платежах по денежным обязательствам представлена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N° 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве".

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения арбитражного суда об этом.

Чаще всего в практике органом местного самоуправления встречаются договорные обязательства, предусматривающие периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (например: договора аренды).

По таким обязательствам текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.

Рассмотрим такой пример:

Договором аренды земельного участка предусмотрено, что арендная плата вносится ежеквартально авансовыми платежами до 10 числа первого месяца каждого квартала.

За период с 1 января 2011 года по 17 июня 2012 года у предприятия образовалась задолженность в размере 3 –х млн. руб. (условно по 500 тыс. руб. в квартал).

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15 февраля 2012 года к производству принято заявление должника о признании его банкротом, т.е. до завершения первого квартала 2012 года. Следовательно, включению в реестр требований кредиторов должника подлежит задолженность за 4 квартала 2011 года в размере – 2-х млн. руб.

Вывод:

Таким образом, правильное применение на практике изложенных положений Закона о банкротстве позволит не допустить включения в реестр требований кредиторов должников текущих платежей, которые погашаются вне очереди за счет имущества должника преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Переходим к рассмотрению второй формы участия органов местного самоуправления в делах о банкротстве – это участие органов местного самоуправления в деле о банкротстве по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

Закон о банкротстве такие случаи устанавливает.

Рассмотрим некоторые из них. Например, положения Закона о банкротстве, содержащиеся в параграфе 2 главы 9 (банкротство градообразующих организаций), которые устанавливают, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

Сразу хотелось бы отметить, что на сегодняшний день дело о банкротстве инициировано в отношении одной организации Краснодарского края, признанной судом градообразующей – это ОАО "Гирей Кубань Сахар", Гулькевичского района.

Таким образом, положения, о которых речь пойдет ниже, практически не применяются. Однако, учитывая их значимость, сказать о них необходимо.

Понятие градообразующей организации дано в статье 169 Закона о банкротстве, которая устанавливает, что

для целей Закона о банкротстве градообразующими организациями – признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Положения о банкротстве градообразующих организаций, применяются также и к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тысяч человек.

При проведении процедур банкротства градообразующих организаций органы местного самоуправления вправе:

  • ходатайствовать перед арбитражным судом о введении в отношении предприятий, признанных градообразующими, процедуры внешнего управления;
  • ходатайствовать перед арбитражным судом о продлении срока процедур финансового оздоровления или внешнего управления в отношении предприятий, признанных градообразующими.

Однако при заявлении в арбитражный суд указанных ходатайств органы местного самоуправления обязаны предоставить поручительства по обязательствам должника.

При этом органы местного самоуправления будут иметь право определять требования к кандидатуре внешнего управляющего и направлять их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Рассмотрим положения Закона о банкротстве о поручительстве.

Поручительство  - это односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме.

В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

  • сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  • график погашения задолженности.

К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.

Должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством.

В случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третьей частью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

В рамках продажи имущества градообразующих организаций (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) органы местного самоуправления имеют право ходатайствовать о включении в существенные условия договора купли-продажи предприятия градообразующей организации – условие о сохранении рабочих мест не менее чем 50 % работников такого предприятия в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.

Иные условия договора купли-продажи, предложенные органами местного самоуправления, могут быть включены с согласия собрания кредиторов.

В случае не исполнения покупателем предприятия градообразующей организации условий договора купли-продажи органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении договора купли-продажи.

В случае расторжения судом договора предприятие подлежит передаче муниципальному образованию и из средств соответствующего бюджета покупателю предприятия возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия и его модернизацию (вложенные инвестиции).

Выводы:

Указанные положения Закона о банкротстве направлены на расширение полномочий органом местного самоуправления в делах о банкротстве социально значимых предприятий.

Целью такого участие должно стать сохранение производственной деятельности данных предприятий, а также сохранение рабочих мест на территории соответствующего муниципального образования.

Обязанности органов местного самоуправления в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве:

Помимо перечисленных прав Закон о банкротстве возлагает на органы местного самоуправления и определенные обязанности.

Так, например, статьи 20.3 и 66 Закона о банкротстве устанавливают, что арбитражный управляющий имеет право запрашивать у органов местного самоуправления необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника.

Органы местного самоуправления в свою очередь обязаны представлять запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Статья 132 Закона о банкротстве (имущество должника, не включаемое в конкурсную массу), определяющая порядок реализации социально – значимого имущества должника, устанавливает, что после проведения конкурса по реализации социально значимого имущества орган местного самоуправления обязан заключить с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

Не проданные в деле о банкротстве социально значимые объекты подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Передача социально значимых объектов в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

В случае не исполнения указанных обязанностей Закон о банкротстве предусматривает, что должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Статья 148 Закона о банкротстве (имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами) устанавливает обязанность органов местного самоуправления по месту нахождения, не реализованного в ходе конкурсного производства, имущества должника, принять такое имущество в муниципальную собственность.

Условиями для передачи имущества в муниципальную собственность являются:

  • имущество должника предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства;
  • кредиторы отказались от принятия имущества для погашения своих требований;
  • отсутствуют заявления собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество.

В целях передачи имущества должника в муниципальную собственность  конкурсный управляющий направляет в органы местного самоуправления подписанный им акт о передачи указанного имущества.

Органы местного самоуправления не позднее чем через 30 дней с даты получения соответствующего акта принимают имущество должника и несут все расходы на его содержание.

При отказе или уклонении органа местного самоуправления от принятия имущества конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.

В случае наличия разногласий связанных с передачей имущества орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через 14 дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий также обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

Арбитражный суд при рассмотрении заявлений определяет условия передачи имущества и по результатам выносит определение.

С даты вынесения определения арбитражного суда расходы на содержание указанного имущества производятся за счет бюджета муниципального образования.

Указанное определение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в апелляционной инстанции, а в последствии в кассационной и надзорной инстанциях.

Третий вопрос: порядок участия органов местного самоуправления в собраниях кредиторов, в том числе голосования уполномоченного органа местного самоуправления на собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве.

Как уже отмечалось выше, одной из форм участия органов местного самоуправления в собрании кредиторов является представление интересов собственника имущества должника – унитарного предприятия. Данное участие осуществляется без права голоса.

В данном вопросе мы рассмотрим участие органом местного самоуправления в собрании кредиторов с правом голоса.

Такое участие возможно, если требования муниципального образования по денежным обязательствам включены в реестр требований кредиторов должника на дату проведения собрания кредиторов.

Закон о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относит определенный перечень вопросов, которые не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Основными вопросами, по которым уполномоченным органам местного самоуправления, придется голосовать на собрании кредиторов, являются:

  • о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения;
  • об утверждении и изменении плана внешнего управления;
  • об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • о заключении мирового соглашения;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • об избрании представителя собрания кредиторов.

В целях объективности решений, принимаемых на собрании кредиторов, и исключения коррупционной составляющей в действиях отдельных сотрудников органов местного самоуправления порядок участия и голосования уполномоченного органа местного самоуправления на собрании кредиторов должен быть закреплен в акте главы администрации муниципального образования.

До момента официального закрепления порядка участия и голосования органов местного самоуправления в собраниях кредиторов в акте главы рекомендуем руководителям уполномоченных органов местного самоуправления перед каждым собранием кредиторов издавать приказ о голосовании на собрании кредиторов, в котором отражать позицию муниципального образования по всем вопросам повестки дня собрания кредиторов.

Аналогичная практика уже много лет применяется на федеральном и краевом уровне власти.

Органы местного самоуправления при голосовании на собрании кредиторов по вопросу выбора следующей процедуры банкротства свои решения должны основывать на документах и предложениях подготовленных арбитражным управляющим.

Например, голосование за введение процедуры финансового оздоровления должно осуществляться при наличии следующих обстоятельств:

  • учредителями (участниками) должника либо собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьими лицами заявлено ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • заявленное ходатайство содержит сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств перед кредиторами.

Голосование за введение процедуры внешнего управления должно осуществляться на основании выводов сделанных арбитражным управляющим в анализе финансового состояния должника, при наличии возможности восстановления его платежеспособности, в сроки установленные Законом о банкротстве.

В случае отсутствия оснований для введения указанных процедур банкротства органы местного самоуправления голосуют за обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

При голосовании органов местного самоуправления по вопросу выбора арбитражного управляющего, которого арбитражный суд утвердит при введении следующей процедуры банкротства, рекомендуем учитывать место жительства арбитражного управляющего, его опыт работы и квалификацию.

Также рекомендуем голосовать против привлечения реестродержателя, деятельность которого будет оплачиваться за счет средств должника.

Указанные рекомендации позволят не допустить необоснованного расходования конкурсной массы должников, что позволит увеличить процент погашения требований кредиторов.

Четвертый вопрос: порядок выражения мнения органов местного самоуправления в отношении применения и хода процедур, применяемых в деле о банкротстве хозяйствующих субъектов Краснодарского края.

Закон о банкротстве предусматривает, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (статья 29 Закона о банкротстве).

Такой порядок утвержден в 2004 году Постановлением Правительства РФ N° 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".

Согласно указанному постановлению органы местного самоуправления выражают уполномоченному органу Российской Федерации мнение в отношении применения и хода процедур, применяемой в деле о банкротстве.

Уполномоченный орган Российской Федерации запрашивает мнение органа местного самоуправления перед участием в собрании кредиторов.

Таким образом, если собрание кредиторов должника состоялось, и решение о введении следующей процедуры банкротства уже принято, выражение мнения органа местного самоуправления не требуется.

При выражении мнения о целесообразности применения в отношении должника процедуры финансового оздоровления рекомендует органам местного самоуправления учитывать  следующие обстоятельства:

  • имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника будет восстановлена в сроки установленные законом;
  • имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия или третьих лиц о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления;
  • указанными лицами представлено обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

При выражении мнения о целесообразности применения в отношении должника процедуры внешнего управления органам местного самоуправления следует учитывать наличие достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника будет восстановлена в сроки, установленные законом, а также при наличии возможности для проведения в отношении должника восстановительных процедур.

Мнения о целесообразности применения процедуры конкурсного производства органы местного самоуправления выражают при наличии признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве, и при отсутствии оснований для введения  финансового оздоровления и внешнего управления.

Пятый вопрос: порядок погашения задолженности по заработной плате работникам предприятия, в отношении которого инициировано дело о банкротстве.

Одной из наименее защищенных групп участников дела о банкротстве являются работники должника.

Наиболее частой проблемой, с которой они сталкиваются в преддверии и в ходе банкротства является невыплата заработной платы.

В наихудшей ситуации работники могут никогда не получить заработанные денежные средства: в соответствии с законодательством о банкротстве по окончанию конкурсного производства и недостаточности имущества предприятия для полного удовлетворения требований кредиторов все оставшиеся долги (в том числе по заработной плате) считаются погашенными.

В целях защиты прав и законных интересов работников при проведении процедур банкротства работодателя органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны принимать все меры в рамках предоставленных полномочий направленные на получение работниками заработной платы.

Закон о банкротстве в свою очередь предоставляет работникам преимущества в получении заработанных денежных средств.

Итак, после введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, все требования кредиторов должника учитываются в реестре требований кредиторов.

Существует определенный порядок предъявления и включения требований кредиторов в реестр. Что касается работников, то требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов непосредственно арбитражным управляющим, то есть без необходимости получения соответствующего судебного акта.

Арбитражный управляющий при этом, как правило, руководствуется данными, имеющимися в бухгалтерской документации предприятия.

А вот исключить требование работника из реестра можно только на основании вступивших в силу судебных актов (пункт 6 статьи 16 Закона о банкротстве).

Требования работников включаются в реестр требований кредиторов в состав второй очереди. Очередность определяет порядок оплаты требований кредиторов.

Вне очереди выплачиваются текущие требования, включая заработную плату, начисленную в ходе процедур банкротства.

Сразу хотелось бы отметить, что текущая заработная плата оплачивается также в составе второй очереди текущих платежей, после оплаты судебных расходов по делу о банкротстве, выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и привлеченным лицам.

Затем оплачиваются требования, включенные в состав первой очереди: требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда.

После оплачиваются требования работников (то есть требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору), включенные во вторую очередь.

Все остальные требования кредиторов включаются в состав третьей очереди или за реестром.

Это значит, что сначала должны быть оплачены требования кредиторов по текущим платежам, затем все требования, включенные в первую очередь в полном объеме. Потом, если остаются денежные средства, выплачивается задолженность перед кредиторами второй очереди (т.е. перед работниками).

Если денежных средств недостаточно на оплату всех требований кредиторов второй очереди, то требования погашаются пропорционально сумме требований. Только если в полном объеме произведен расчет по заработной плате и оплате выходных пособий, должник может перейти к погашению долгов перед иными кредиторами.

Задолженность по заработной плате погашается за счет конкурсной массы, которую составляет имущество и имущественные права должника.

Это общие положения Закона о банкротстве, предусматривающие порядок погашения задолженности по заработной плате перед работниками предприятия.

Рассмотрим порядок погашения задолженности перед работниками в конкретных процедурах банкротства.

В наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении.

Статья 63 Закона о банкротстве предусматривает, что при введении процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства.

Однако указанная статья Закона предусматривает исключения из данного правила, которое заключается в том, что при введении процедуры наблюдения не приостанавливается исполнение исполнительных документов по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате, о возмещении вреда жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам и другим.

Таким образом, Закон о банкротстве предусматривает, что взыскание задолженности по заработной плате через службу судебных приставов в рамках процедуры наблюдения продолжается в общем порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Выплата текущей заработной платы в процедуре наблюдения и финансового оздоровления осуществляется руководителем предприятия в общем порядке.

Аналогичные правила о взыскании задолженности по заработной плате через службу судебных приставов, с небольшими ограничениями по наложению новых арестов на имущества должника, применяются при введении процедур финансового оздоровления и  внешнего управления.

Ограничения заключаются в том, что при введении процедур финансового оздоровления и внешнего управления наложение новых арестов и установление иных ограничений по распоряжению имуществом должника, как судебными приставами-исполнителями, так и судами допускается только в рамках процесса по делу о банкротстве по заявлению заинтересованного лица.

Исключением из этого правила в процедуре внешнего управления является взыскание текущих платежей (в том числе и по заработной плате). Аресты на имущество должника в данном случае налагаются вне рамок дела о банкротстве – в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве.

В процедуре внешнего управления в связи с прекращением полномочий руководителя должника выплата текущей заработной платы осуществляется внешним управляющим.

Конкурсное производство.

При введении в отношении должника процедуры конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, кроме взыскания задолженности по текущим платежам.

Вместе с тем, как разъяснено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23 июля 2009 года N° 59 судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банке, с соблюдением очередности установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве, о которой мы говорили выше.

В конкурсном производстве при продолжении должником производственной деятельности текущую задолженность по заработной плате также выплачивает конкурсный управляющий, на которого возложены функции руководителя предприятия.

Особый порядок погашения задолженности по заработной плате установлен Законом о банкротстве, в случае передачи должником имущества в залог по своим обязательствам.

Статья 138 Закона о банкротстве предусматривает, что средства, вырученные от реализации предмета залога, распределяются в следующем порядке:

  • 70 % направляются на погашение требований залогового кредитора (в случае если залогом обеспечены требования кредитной организации – такой процент увеличивается до 80%);
  • 20 % от суммы – направляются для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника для погашения указанных требований (в случае если залогом обеспечены требования кредитной организации – такой процент – составляет 15 %);
  • 10 % от суммы – направляются на погашение судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей (в случае если залогом обеспечены требования кредитной организации – такой процент – составляет 5%).

Таким образом, исходя из сложившейся практики, в деле о банкротстве с участием залоговых кредиторов и наличием текущей задолженности по заработной плате, данная задолженность остается не погашенной.

Иной возможности погасить такую задолженность, при отсутствии не залогового имущества, у конкурсного управляющего, нет.

В заключение данного вопроса хотелось бы сказать о новых изменениях, внесенных в Закон о банкротстве Федеральным законом N° 144-ФЗ от 28 июля 2012 года.

Внесенные изменения касаются порядка удовлетворения требования о выплате выходных пособий и (или) иных компенсаций руководителю должника, его заместителям, главному бухгалтеру, его заместителям, руководителям филиалов и так далее.

 Теперь требования указанных лиц о выплате выходных пособий и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу текущих платежей и к числу требований второй очереди реестра требований кредиторов, и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.

Данные изменения (в редакции указанного Федерального закона) применяются при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которых инициировано после дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон N° 144-ФЗ от 28 июля 2012 года вступит в силу 28 октября 2012 года.

Органам местного самоуправления следует учитывать данные изменения при исполнении возложенных на них полномочий.